ОБЩЕРОССИЙСКАЯ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
ВСЕРОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ КОБУДО
ОБЩЕРОССИЙСКАЯ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
ВСЕРОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ КОБУДО

СЕКЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАЗГРУЗКИ «КОБУДЕНОК»

Возраст  детей– 3 – 7 лет.

Родители могут заниматься вместе с детьми

Руководитель: педагог-психолог высшей квалификационной категории, педагог дополнительного образования первой квалификационной категории, мастер спорта, черный пояс, первый дан Семенова Е. Б.

Пояснительная информация о секции

1. Информация о секции и ее значимость для формирования личности.

СЕКЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАЗГРУЗКИ «КОБУДЕНОК» — это упражнения с боевыми элементами; психологические упражнения на расслабление, на снятие напряжения, агрессии; упражнения из «гимнастики мозга», упражнении с элементами йоги, дыхательные упражнения.

Двигательная активность во многом определяет развитие организма и нервной системы. Психическое состояние человека может оказывать значительное влияние на его физическую форму. Секция «Кобуденок» — это своего рода психорегулирующий тренинг. Это обобщенное название различных направлений, комплексных методик и отдельных упражнений, базирующихся на одном из фундаментальных принципов спортивной психологии, в соответствии с которым свою волю можно тренировать практически так же, как и тело. Умение сосредотачиваться, расслабляться, чувствовать себя уверенным в собственных силах и правильно расставлять приоритеты можно тренировать и развивать путем целенаправленного выполнения специальных упражнений.

Психорегулирующий тренинг оказывает своего рода воздействие на головной мозг человека, на взаимосвязь левого и правого полушарий. Левое полушарие является центром устной речи, аналитических и логических способностей человека, тогда как правое – отвечает за пространственное мышление, эстетическое и зрительное восприятие, а за также творчество и интуицию. Исследования показывают, что психика человека может препятствовать полному раскрытию его физических возможностей в те моменты, когда доминирует левое полушарие, так как его критическая направленность оказывает сдерживающее влияние на возможность полной концентрации воли.

Теория, лежащая в основе волевого тренинга, предполагает, что две половины мозга могут быть обучены более гармоничному взаимодействию при помощи определенных психических и физических упражнений. Например, ученые обнаружили, что управляемая релаксация, медитация и ритуалы координируют электрическую активность между полушариями мозга, чем может объясняться ощущение внутренней умиротворенности. Выдающийся исследователь стресса доктор Герберт Бенсон (США) рассматривает глубокую релаксацию в качестве важнейшего средства для поддержания баланса  между левым и правым полушариями головного мозга и создания за счет этого препятствий аналитическому левому полушарию в усилении ощущения волнения.

Не так давно физиологами установлено, что энергичные физические упражнения могут ослаблять чувство тревоги, подавленности и недружелюбности. Пребывание в хорошей физической форме гарантирует множество преимуществ и выгод:

1) улучшается деятельность сердечно-соудистой системы и снижается риск сердечно-соудистых заболеваний;

2) повышается устойчивость к стрессовым ситуациям;

3) улучшается сон и пищеварение;

4) увеличивается уверенность в собственных силах;

5) более энергично исполняются ежедневные обязанности;

6) укрепляется опорно-двигательный аппарат и снижается риск получения травм;

7) повышается удовольствие от занятий любой деятельностью;

8) повышается самооценка;

9) повышается самодисциплина;

10) правильно формируется мозговая организация психических процессов.

Изучение боевых искусств – является одним из лучших типов упражнений направленных на развитие общих способностей (как физических, так и психических), поскольку оно требует повторения сложных, ритуализированных движений до тех пор, пока они не станут ритмичными, изящными и плавными. Боевые искусства развивают умение расслабляться для внутренней сосредоточенности и гармонии с каждым аспектом окружающей обстановки. Боевые искусства не только развивают мастерство для самозащиты, но и уделяют большое внимание духовному самосовершенствованию. Изучение боевых искусств помогает избегать разочарований и эмоциональных расстройств, с которыми мы сталкиваемся в повседневной жизни. Кроме того, боевой тренинг может  эффективно использоваться для овладения теоретическими основами психотерапии.

На занятиях в секции «Кобуденок»  большой развивающий эффект несут элементы йоги. Так как йога – «это метод успокоения мятущегося ума и направление энергии в нужные каналы. Когда ум находится под контролем, человек обретает покой и получает энергию для духовного роста». Асаны йоги – это не просто гимнастические упражнения, это позы, которые дают человеку здоровье и подвижность, снимают усталость, успокаивают нервы и способствуют концентрации ума. Пранаяма (удлинение дыхания и контроль над ним) учит регулировать дыхание и тем самым контролировать ум.

2. Основная цель секции психологической разгрузки «Кобуденок» — формирование здоровья детей (как физического, так и психического) и полноценное развитие их организма.

3. Актуальность и новизна данной программы заключается в том, что в настоящее время общая проблема развития искусственно расчленена на две составляющие. Деятельность преподавателей физической культуры, воспитателей-педагогов обычно направлена на физическое развитие, под которым понимается формирование опорно-двигательного аппарата, основных двигательных качеств (ловкость, гибкость, координация движений и др.), навыков и умений. Вторая составляющая – нервно-психическая – обычно отделена от первой, от движения, и отдана «на откуп» остальным педагогам, психологам и неврологам. Программа секции «Кобуденок», прежде всего, направлена на развитие этих дух составляющих.

4. Возраст детей, форма и режим занятий, форма подведения итогов.

Занятия в секции «Кобуденок» рассчитаны на детей в возрасте от трех до семи лет, причем в одной группе могут заниматься  дети  разных возрастных групп, с разным уровнем подготовки и развития. К каждому занимающемуся в группе применяется индивидуальный подход. Например, количество повторений одного упражнения для учеников с разным уровнем подготовки может быть различным.

Данная программа рассчитана на 38 часов в учебном году. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу (всего 38 занятий в год). Количество детей в группе – около 20.

Занятия проводятся в спортивном зале. На занятиях используются нунчаку, боксерские перчатки, макивары, боксерские груши и лапы для отработки ударной техники, аудио записи с ритмичной музыкой и музыкой для релаксации.

Форма одежды: кимоно или спортивные брюки с футболкой, дети занимаются босиком  или в носках.

В конце учебного года учащиеся сдают зачет, по результатам которого проводится награждение победителей, а также проводятся открытые занятия для родителей.